Первые одомашненные животные появились у человека 8-10 тысяч лет назад и за это время накопилось много рецептов выделки меха и превращения шкур в удобную и тёплую меховую одежду.Наиболее древний способ выделки шкур-окуривание их дымом костра.Ещё в начале 20 века окуривание шкурок было широко распространено в казачьих станицах,сёлах Полтавской,Херсонской и других губерний,а некоторые народы севера до сих пор пользуются этим методом.
На этом способе основано современнное формальдегидное дубление.Широко использовалось таннидное дубление,основанное на использовании различных сподручных растительных материалах:дубовой коры,ивовых веток и т.д.Сохранились сведения о изготовлении дубителя из отвара сена для выделки меха в казачьих станицах.В ёмкость хорошо утрамбовывалось сено и заливали крутым кипятком,затем укутывали и настаивали в течении получаса. На Руси издавна использовали выделку меха квашением,выдерживая шкуры в прокисшей квасовой гуще или намазывая их кислым тестом,обрабатывая их при этом слабыми растворами органических кислот, находящихся в этих веществах.Поэтому выделанный мех хлебным квасом называли просто хлебным.В современном производстве этот процесс едентичен процессу пикеливания с той разницей,что обработка ведётся в растворе пикеля как органическими,так и неорганическими кислотами. В стародавние времена валютой считалось то, что имело достаточно большое практическое значение. И чем полезнее это было, тем более высокую стоимость оно приобретало. На пушнину или мех на Руси и в России можно было обменять все, что угодно. Мех диких зверей был главной, а иногда и единственной валютой для внешней торговли на «пути из варягов в греки». При этом стоит отметить, что заморских покупателей привлекали разные качества «мягкого золота». Если северянами ценились прежде всего «тепло и ласка» меха, то жителей достаточно теплого Юга, византийцев, прельщала красота меха и изысканность природной расцветки. В древней Руси еще долго торговые сделки велись в «кунах», то есть шкурками из меха куницы, и «белах», то есть шкурками белок. Дань с побежденных народов и поселений тоже брали мехами, например, «по белке с дыма» то есть из расчета по одной беличьей шкурке от каждого дома, от каждой семьи. «Красная», то есть самая редкая и красивая пушнина считалась драгоценностью, и ее могли носить только самые знатные и богатые люди. На русских степных просторах, в лесах, тайге, на море добывали охотники несметные богатства: меха соболей, куниц, горностаев лисиц, песцов, белок, рысей, котиков, нерп...Русские меха всегда были в моде.Не исключение и наше время. Мех по-прежнему ценится очень высоко и способен приносить значительный доход тем, кто решит связать свою жизнь с её выделкой или пошивом меховых изделий. Но вернемся к истории. Знание того, как использовались меха в прошлом и сама выделка шкур, может натолкнуть современных меховщиков на неожиданные идеи принципиально новых необычных изделий. Так, например, достаточно нетрадиционно использование меха для изготовления в Киевской Руси не только меховых шуб, но и одеял для князей и бояр. Бобровые шкурки вычесывали и отвозили из России в Париж, где шляпные мастера в угоду модникам изготавливали из них касторовые шляпы ( в переводе с латинского «кастор» — бобр). Хвостами лисиц, волков и соболей украшали упряжь лошадей для пышных торжественных выездов. В средние века из мехов делали колчаны для стрел и луков, из барсучьих и волчьих шкур — шлемы и щиты для воинов. «Барсуками» обивали даже сундуки. В более позднее время, когда необходимость в шлемах и щитах пропала, а мода на сундуки безвозвратно ушла, из густого выделанного «косматого» меха изготовляли сумочки, саквояжи, бахилы и даже галстуки. У индейских женщин северных племен очень ценились серьги и подвески из беличьего меха. Из звериных шкур делали различные сосуды: бурдюки, сабы, гурсуки для хранения кумыса. Известен исторический факт использования древними воинами шкур в качестве плавательных пузырей для переправы через реки.Разумеется, продолжалась практика использования пушнины и для пошива разнообразных шуб, манто, шапок. Время от времени возвращается мода на декоративные и теплые меховые муфты, боа и пелерины.Широко использовались и изделия из кожи. Это прежде всего разнообразная обувь, сумки, портфели, перчатки, аксессуары и мелкая утварь. История повторяется. Когда-то человечество от собирательства корешков и плодов перешло к оседлому земледелию. Точно так же охота на пушного зверя медленно, но верно заменяется разведением в клетках и вольерах на стационарных зверофермах, а многие виды животных можно разводить и в домашних условиях. На Руси приступили к разведению пушного зверя еще в конце XVIII века, а в XIX веке уже многие помещики неподалеку от своих усадеб разводили русский мех,держали выводки красных лисиц. Сегодня на зверофермах разводят норок, лисиц, песцов, соболей, хорьков, нутрий, енотовидных собак и даже рысей! Каких-нибудь 15-20 лет назад советские женщины могли бы только мечтать о шиншилловой шубке. А сейчас эту забавную зверушку, смахивающую своими большими ушами на знаменитого Чебурашку, вы можете попробовать вырастить сами. Это очень заманчиво, так как если когда-то мех был основой благоденствия целого государства, то тем более он может стать основой благосостояния небольшой семьи.Когда то на Руси меховщки и скорняки гордо назывались пышнарями.Суровые климатические условия в нашей стране делают одежду из меховых изделий предметом первой необходимости.С незапамятных времён на Руси пользовалась большим спросом одежда,изготовленная из овчин и меховых шкур.Полушубки,тулупы,борчатки,душегрейки благодаря практичности были распространены повсеместно,носили головные уборы из смушек,мерлушки,каракуля и других более дорогих русских мехов.Поэтому кустарным промыслом по выделке шкур и пошиву меховых полушубков занималась значительная часть населения.К началу 20 века в производстве меховой индустрии было занято около 18 млн. человек.Мехообрабатывающие центры сложились в Слободском уезде Вятской губернии,Арзамасе,Касимове,Мурашкине,Ярославской и Курской губерниях,на Полтавщине и в Бессарабии.Славились своими мастерами и такие сёла Сумщины,как Мирополье,Ромны,Смелое.По воспоминаниям старожилов,только в Смелом выделкой и пошивом меховой одежды занималось около 300 человек.В дальнейшем интенсивное развитие мехоперерабатывающей промышленности в России,строительство крупных меховых фабрик привело к упадку и даже исчезновению этого промысла. Выделка -это сложный процесс обработки шкур,который проводится с целью улучшения их внешних свойств и способности долго сохраняться не подвергаясь гниению,а так же для придания обрабатываемым шкурам таких свойств как мягкость,эластичность,прочность.Основные принципы выделки меха не меняются веками,меняются только технологии. Самый интересный способ выделки шкур мочой используют некоторые народы севера.В отдельную бочку несколько дней собирают мочу,которая разлагаясь,является основным компонентом для выделки.Более толстые шкуры обрабатывают окуночным способом,а тонкие намазным.При этом их намазывают и подсушивают неоднократно в течении суток,затем их разминают.Для того чтобы увеличить долговечность меха,их обрабатывают дымом(коптят).Шкуры,выделанные таким способом служат несколько сезонов,чему в некоторой степени способствуют достаточно низкие темпиратуры. В некоторых странах в кустарном производстве применяют дубление шкур крепким отваром чая,содержащем большое количество таннида. Так же распространён метод выделки печенью.Печень какого либо животного отваривают в небольшом количестве воды,затем разминают её в этой же отваре так,чтобы получилась жидкая кашица,которую наносят на мездру обрабатываемой шкуры.Когда на мездре начинает подсыхать корочка,её обрабатывают,снимая жир ножами.Затем на обработанную поверхность кашица наносится повторно и в течении суток щкуры ложат на пролёжку,не давая им высыхать.Затем кожевую поверхность вытирают,подсушивают и разминают.Выделка таким способом считается достаточно эфективной, шкура приобретает свойства замши. Индейцы Северной Америки используют не только печень животных,железы,но и их мозг.Мозг должен быть не слишком свежим и не слишком старым.Его выдерживают некоторое время(около 5 часов),после чего его толкут и изготавливают пасту,которой ведут обработку шкуры по схеме аналогичной выделке при помощи печени.Интересно и то,что существующие музейные экспонаты подобных экземпляров до сих пор сохраняют свою прочность более 100 лет.
|